Мы, индусы, не поклоняемся коровам. Мы почитаем их, уважаем и любим. Почитая это благородное животное, которое больше даёт, чем берёт, мы тем самым почитаем все живые существа.
Индусы почитают всё живое «святым», всех существ – млекопитающих, рыб, птиц и др. И наше преклонение перед всем живым выражается прежде всего в нашей особой любви к коровам. Во время праздников мы украшаем коров и оказываем им почтение, но мы, конечно, не поклоняемся корове так же, как поклоняемся Всевышнему в храме (в Его образе Шримурти).
Для хинду корова символизирует все остальные существа. Корова – символ Земли, кормилица, всегда только дающая, обеспечивающая других, и сама не требующая ничего для себя. Корова олицетворяет жизнь и поддержание жизни. Корова столь великодушно, так много даёт, но сама принимает только воду, траву и зерно. Она даёт, даёт и даёт молоко, подобно тому, как святая свободная душа щедро даёт другим своё духовное Знание. Корова играет на Земле столь важную роль, что можно сказать: воистину она поддерживает жизнь огромного количества людей. Корова – символ милосердия и изобилия. Почитание коров вдохновляет в индусах (хинду) такие качества, как благородность, мягкость, гостеприимство и тесную связь с природой.
Кто сейчас на планете даёт людям больше всего? Кого мы видим у людей на их столах во всём мире – на завтрак, обед и ужин? Это корова. «Макдональдс» и другие компании сделали себе фантастические прибыли за счёт бедной, смиренной коровы. Великодушная корова даёт молоко, из которого делаются сливки, творог, йогурт, сыр, масло, мороженое, гхи (топлёное масло) и пахта. И более того, она отдаёт ещё и своё тело – филе, свои бока, свою вырезку и пр. Её кости служат основой для супов и разных видов клея, её кожа становится ремнями, креслами, куртками, сумками, ботинками, сапогами, туфлями, шляпами – всего и не перечислишь. Поэтому единственное, что хинду спрашивают насчёт коровы у людей всего мира: «Почему же вы не уважаете и не защищаете это удивительное животное?» Махатма Ганди однажды сказал: «Можно определить величие нации и её нравственный прогресс по такому критерию: как эта нация обращается с животными. Понятие "горакша" (защита коров) – это для меня не только защита коров. Сюда входит и защита всего живого, всего беспомощного и слабого в мире. Просто корова олицетворяет собой весь мир после человеческого уровня».
По всей Индии, согласно традиции хинду, во время праздников коровам выражается почтение: им одеваются красивые гирлянды из цветов, их кормят особой вкусной пищей. Особенно важен для хинду праздник Гопаштами, который проводится каждый год. О том, как горячо индусы любят коров, свидетельствует и тот факт, что по всей Индии на базарах и ярмарках продаются красочные украшения и покрывала для коров. С самого малого возраста дети в семьях хинду учатся украшать коров гирляндами, бубенцами, ожерельями, раскрашивать их красками (делая узоры на боках и голове). Высший образ коровы – Камадхену, божественная корова, исполняющая желания. Корова и её священные дары – прежде всего молоко и гхи (топлёное масло) – являются важнейшими элементами в храмовом поклонении хинду, совершении аскез и обрядов, таких как антйештхи (погребальный обряд). Сейчас в Индии насчитывается более 3 000 гошал – особых коровников, где заботятся прежде всего о старых и больных коровах. Гошалы поддерживаются различными благотворительными фондами. Даже те из хинду, которые не являются вегетарианцами (что сейчас можно наблюдать), тем не менее свято соблюдают закон неизменного воздержания от мяса коровы (говядины). И поныне среди всех хинду действует этот древний закон.
Благодаря своей смиренной, покорной и терпеливой природе корова олицетворяет собой главную добродетель индуизма – ахимсу, ненасилие. Корова также олицетворяет такие качества, как достоинство, сила, выносливость, материнская забота и бескорыстное служение другим.
Из журнала «Hinduism Today»